учебный план 6-9 классы

Приложение №3
Основной образовательной программе основного общего образования ,
Утвержденного приказом № 124 от 24.08.2019 г.

Учебный план
для обучающихся 6 - 9 классов
Муниципального общеобразовательного
автономного
учреждения школы- интернат основного общего
образования д.Новониколаевка
муниципального района
Зианчуринский район Республики Башкортостан
на уровне основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год

Согласованона заседании Совета обучающихся
Протокол № 4 от 27.05.2022 г.
Согласованна заседании Совета родителей
Протокол № 4 от 27.05.2022 г.
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета
№ 1 от 26.08.2022 г.

РЕЖИМ РАБОТЫ
МОАУ школа-интернат основного общего образования д. Новониколаевка

1. Количество класс - комплектов по уровням:
-1 уровень: 2 класс - комплекта (1,2,3,4 классы)
-2 уровень: 6-9 класс - комплектов (6,7,8,9 классы)
2. Начало учебных занятий: 8 ч 30 мин.
3. Режим : 5-дневная неделя для 6-9 классов
4. Сменность: односменная
5. Продолжительность учебных недель:
5 класс– 34 недели,
1 четверть- - 8 недель и 2 дня , с 1 сентября по 28 октября 2022 г.
2 четверть- - 7 недель и 4 дня , с 7 ноября по 29 декабря 2022 г.
3 четверть- - 10 недель и 3 дня , с 11 января по 24 марта 2023 г.
4 четверть- 7 недель и 4 дня , c 3 апреля по 25 мая 2023 г.
6. Продолжительность уроков: для 6-9 классов 45 минут (на время
ограничений по коронавирусу по 35 минут),).При дистанционном обучении
продолжительность онлайн уроков в 6-9 классах по 35 минут.
7. Расписание звонков:
Расписание звонков для 6-9 классов
Уроки

Начало занятий

Конец занятий

Продолжительность
перемен
10 минут

1 урок

8 ч 30 мин.

9 ч 15 мин.

2 урок

9 ч 25 мин.

10 ч 10 мин.

10 минут

3 урок

10 ч 20 мин.

11 ч 05 мин.

20 минут

4 урок

11 ч 25 мин.

12 ч 10 мин.

10 минут

5 урок

12 ч 20 мин.

13 ч 05 мин.

20 минут

6 урок

13 ч 25 мин.

14 ч 10 мин.

10 минут

7 урок

14 ч.20 мин.

15 ч 05 мин.

8. Каникулы:
Осенние – 9 дней для обучающихся с 29 октября по 6 ноября 2022 г.
Зимние – 12 дней для обучающихся с 30 декабря 2022 г. по 10 января 2023 г.
Весенние – 9 дней для обучающихся с 25 марта 2 апреля 2023 г.
Летние - 98 дней для обучающихся с 26 мая по 31августа 2023 г.
9. Начало кружков и секций:
15.00 - внеурочная деятельность в старших классах.
Расписание звонков для 6-9 классов
Уроки

Начало занятий

Конец занятий

1 урок

8ч 30 мин.

9 ч 15 мин.

Продолжительность
перемен
10 минут

2 урок

9 ч 25 мин.

10 ч 10 мин.

10 минут

3 урок

10 ч 20 мин.

11 ч 05 мин.

20 минут

4 урок

11 ч 25 мин.

12 ч 00 мин.

5 урок

12 ч 20 мин.

13 ч 05 мин.

6 урок

13 ч 25 мин

14 ч 10 мин

10 минут
20 минут

Пояснительная записка
Учебный
план
муниципального
общеобразовательного
автономного
учреждения школа-интернат основного общего образования д. Новониколаевка
муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
разработан на основе нормативных документов:

Документы федерального уровня:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации."
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении
Правил
разработки,
утверждения
федеральных
государственных
образовательных стандартов и внесения в них изменений».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа
Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643, Приказа

Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015
года № 1576).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа
Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г.
№ 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
31 декабря 2015 года № 1577).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Министерства
образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645, Приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1578).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599.
9. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015).
10. СанПиН 2.4.2.3286 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья",
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015
года № 26.
11. Письмо Минобрнауки РФ от 8.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего
часа физической культуры».
12. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и
науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования».
13. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-

3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ».
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.12.2018г. года № 345 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных
(допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных школах.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №
84-р об обязательном изучении комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики».
16. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
17.Письмо Минобрнауки России № 08-1786 от 28.10.2015 « О рабочих
программах учебных предметов».
18.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.
N373"
19.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010г.N1897".
20 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
22.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
23. По становление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Документы регионального уровня:
1. Конституция Республики Башкортостан.
2. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан».
3. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан
от 31.12.2009 г. № УП-730.
4. Закон Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках народов
Республики Башкортостан» (с изменениями от 05.01.2001 г., 01.03.2002г.,
17.03.2003 г., 05.04.2004 г., 07.11.2006г.).
5. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной или
муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их
родителями (законными представителями) в части организации обучения по
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования на дому или в медицинских организациях".
6. Протокол заседания Коллегии
Министерства образования
Республики
Башкортостан No 4 от 04.08.2017 г. «Об организации изучения башкирского
языка как государственного, родных языков и обучения на родном на языке в
общеобразовательных организациях Республики Башкортостан в 2017-2018
учебном году».
7. Согласно информационного письма Министерства образования РБ исх.№ 0405/146 от 28.02.2019г. «О переходе на пятидневную учебную неделю»;
8.

«Рекомендации по переходу общеобразовательных организаций РБ на 5дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в
течении дня для обучаю по образовательным программам общего образования
соответствующего уровня», принятый на расширенном заседании коллегии
Министерства образования РБ (протокол от 21.02.2019 №2);

9.

Информационного письма МКУ «Отдел образования Администрации
муниципального района Зианчуринский район РБ» исх. №128 от 12.03.2019 «О
переходе на пятидневную учебную неделю».
Документы школьного уровня:
1) Устав
МОАУ школа-интернат
Новониколаевка

основного общего образования

д.

2) Программа развития МОАУ школа-интернат основного общего образования

д. Новониколаевка на 2020-2025 годы.
3) Основная образовательная программа
начального общего образования
МОАУ школа-интернат основного общего образования д. Новониколаевка.
4) Основная образовательная программа основного общего образования
МОАУ школа-интернат основного общего образования д. Новониколаевка для
обучающихся по ФГОС (5-9 классы )
7 ) Примерные программы по учебным предметам.
8) Положение «О переходе на пятидневную учебную неделю».
9) Положение о переходе на дистанционное обучение (по приказу директора
школы)
Общая характеристика учебного плана
Учебный план МОАУ школа-интернат основного общего образования д.
Новониколаевка на 2021/2022 учебный год обеспечивает выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:
- 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования для V-IX классов;
Обязательная недельная нагрузка обучающихся школы соответствует нормам,
определенных СанПиНом 2.4.2.2821-10 и составляет по классам:
Классы

6 кл

7 кл 8 кл

9 кл

Недельна 30ч.
я нагрузка

32ч. 33ч.

33ч.

Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего, среднего общего образования .
Обучение в МОАУ школа-интернат основного общего образования д.
Новониколаевка как в очной форме, так и в дистанционном режиме ( при
карантине)(по приказу ОО) ведется на русском языке.
Учебный план и логика его построения отражают основные задачи и цели,

стоящие перед школой, и создают возможности для развития способностей
каждого ребенка с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся,
распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и
национально-регионального компонентов государственного образовательного
стандарта по классам и образовательным областям. При составлении учебного
плана учтены результаты изучения образовательного спроса учащихся и
родителей, а также основные принципы обновления содержания образования.
При распределении части, формируемой участниками образовательных
отношении , учтены образовательные потребности и запросы обучающихся и
их родителей (законных представителей).
Структура учебного плана начального общего образования содержит
обязательную часть (80%) и часть, формируемая участниками образовательных
отношений (20%), включая направления внеурочной деятельности.
Структура учебного плана основного общего образования содержит
обязательную часть (70%) и часть, формируемая участниками образовательных
отношений (30%), включая направления внеурочной деятельности.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных учебных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования, и учебное время, проводимое на
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
определяет
содержание
образования,
обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Время, отводимое на данную часть учебного плана. Отводится на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
- внеурочная деятельность.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана

образовательного учреждения , состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, не должно в
совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Организация профильного обучения в XXI классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.
Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная
работа.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной
недельной нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 6 классов – не более 6 уроков;
для обучающихся 7-9 классов – не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных
занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим
количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и
последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не
менее 45 минут.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся 6-9 классов – не более 7 уроков.
Региональная специфика учебного плана.
Региональной спецификой учебного плана является:
-изучение предметов «Родной язык» и Литературное чтение на родном языке» в
начальной школе, «Родной язык» и Родная литература» в 6-9 классах в
обязательной части;
- изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
количестве 1 часа в неделю за счет урочной деятельности в 6 классе;
- изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельный
учебный предмет изучается в 8-9классах;
Часы компонента общеобразовательного учреждения использованы:
- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы,
указанные в федеральном компоненте учебного плана.
Образовательное учреждение
для
образовательных программ выбирает:

использования

при

реализации

учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 23
декабря 2020 г. № 76),

учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования (приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по
каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана
основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть,
формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана
основных общеобразовательных программ.
.

Учебный план для VI– IX классов составлен в соответствии с ФГОС ООО.
Предметная область «Русский язык и литература» представлена предметами
:
«Русский язык» - 3 часа в неделю в 6 классе, 3 часа в 7 классе, 8-9 классах по
1 часу в неделю. «Литература»- 1 час в 5 классе, в 6 классе 2 часа, в 7,8,9
классах по 1 часу в неделю .
Предметная область "Родной язык и родная литература" представлена
предметами « Родной язык »по 1 часу в неделюв 6-9 классах, « Родная
литература» - по 1 часу в неделю в 5-9 классах, где обучение ведется на
родном (башкирском) языке.
Предметная область "Иностранные языки" представлена предметами :
«Иностранный язык» (изучается английский язык) - по 3 часа в неделю и «
Второй иностранный язык» (изучается немецкий язык) » – по 1 часу в
неделю 5-6 классах.

Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом «Математика»- 3 часа в неделю в 6 классt , а в 7- 9 классах
представлена учебными предметами: « Алгебра» - 2 часа в неделю в 7 классе,
по 1 часу в 8-9 классах, «Геометрия»- по 1 часу в 7-8 классах в неделю, 2 часа
в 9 классе. «Информатика» по 1 часу в неделю в 7-9 классах
Предметная
область
«Общественно-научные
предметы»представлена
предметами «История России. Всеобщая история » в 6-9 классах по 2 часа в
неделю. «Обществознание» - 1 час в неделю в 6-9 классах, «География» -1
час в неделю в 6 классе , а в 7-9 классах по 2 часа в неделю.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» является логическим продолжением предметной области (учебного
предмета) ОРКСЭ. Преподавание курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» проводится в 6 классе по 1ч. в неделю.
Предметная область «Естественно - научные предметы» представлена
предметами «Биология» - по 1 часу в неделю в 6-7 классах, и по 2 часа в 8-9
классах. « Химия» изучается в 8-9 классах по 2 часа в неделю, «Физика» в 7-8
классах по 2 часа в неделю, а в 9 классах по 3 часа в неделю.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами
«Музыка» и «Изобразительное искусство» - по 0,5 час в неделю в 6-8
классах. По 0,5 часов решением родительского собрания проводится во
внеурочное время. Предметная область «Технология» представлена предметом
«Технология» - по 1 часу в 6-8 классах. по 1 часу в 6-7 классах решением
родительского собрания проводится во внеурочное время
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности
жизнедеятельности» представлена учебным предметом «Физическая
культура»- по 1 часу в неделю. По 1 часа в неделю решением родительского
собрания проводится во внеурочное время.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом
мнения учащихся и их родителей (законных представителей) в учебном плане
на изучение предмета. На изучение предметной области «Математика»
учебным предметом «Математика » в 6- 7 классах по 2 часа; в 8 классе по 3
часа в неделю, в 9 классе 2 часа в неделю. Родная литература в 7-9 классах по 1
часу в неделю. Русский язык в 6 классе 3 часа, в 7-9 классах по 2 часа в
неделю. Литература в 6 классе 1 час, в 7 классе 2 часа, в 8 классе 1 час, и в 9
классе 2 часа в неделю. Физическая культура в 6-9 классах по 1 часу в неделю.
Таким образом в 6-9 классах учебный план выполняется в полном объеме.
Итого в 6 классе недельная нагрузка составляет 30 часов при допустимой
нагрузке 30 часов; в 7 классе недельная нагрузка составляет 32 часа при
допустимой нагрузке 32 часа, в 8 и 9 классах недельная нагрузка составляет
33 часа при допустимой нагрузке 33 часа.
Общие характеристики предметных областей

Предметная область
предметами:

«Русский язык и литература»

Русский язык. Изучение предмета
целей:

представлена

направлено на достижение следующих

1)совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи
современных средств устной и письменной коммуникации):
-создание устных монологических высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую
речь, участие в диалоге и полилоге;
-развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного,
просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том
числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать
средства аргументации и выразительности;
-овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
-понимание, интерпретация и комментирование текстов различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)
и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной
переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также
умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой
цельности, последовательности изложения;
-умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения
их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и
уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и
книжной речи;
-умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с
поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос,
изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление,
информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции
собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных
потребностей;
-соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

-стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру
использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения
и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств
фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и
скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный
оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
-уместное использование фразеологических оборотов в речи;
-корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций,
этикетных формул;
-использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4)расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и
категориях;
-осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики:
-идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и
их форм по значению и основным грамматическим признакам;
-распознавание
существительных,
прилагательных,
местоимений,
числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков,
умение различать слова категории состояния и наречия;
-распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических
признаков;
-распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение
смысловых оттенков частиц;
-распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических
особенностей междометий;
5)формирование навыков проведения различных видов анализа
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
многоаспектного анализа текста:

слова,
также

-проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как
взаимосвязанных
этапов
анализа
структуры
слова),
лексического,
морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и
словообразовательных цепочек слов;
-проведение
синтаксического
анализа
предложения,
определение
синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять
тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы,

знать композиционные элементы текста;
-определение звукового состава слова, правильное деление на слоги,
характеристика звуков слова;
-определение лексического значения слова, значений многозначного слова,
стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов,
антонимов;
-деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
-умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы,
способы словообразования;
-проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей
речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических
признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической
функции;
-опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
-умение выделять словосочетание в составе предложения, определение
главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
-определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной
окраске;
-определение грамматической основы предложения;
-распознавание распространенных и нераспространенных предложений,
предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;
-распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов
предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и
вставных конструкций;
-опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных
предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической
связи между частями сложного предложения;
-определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к
одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание
текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
-определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств
связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их
использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного
выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

-умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении
задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять
эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных
видов словарей, их строения и способах конструирования информационных
запросов;
-пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации,
прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного)
слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов,
определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
-пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения
нормативного написания и произношения слова;
-использование фразеологических словарей для определения значения и
особенностей употребления фразеологизмов;
-использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей
для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7)овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными,
стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта
использования языковых норм в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
-освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их
на письме;
-применение правильного переноса слов;
-применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в
простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского
литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с
акцентологическими нормами;
-выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления
их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное
изменение
форм
существительных,
местоимений, числительных, глаголов;

прилагательных,

-соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и
управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и
аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом,

употреблении местоимений для связи предложений и частей текста,
конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной
соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;
8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на
брайлевской печатной машинке;
9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и
развитие основных видов речевой деятельности обучающихся
слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или)
кохлеарныхимплантов), говорения, чтения, письма;
10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
-приобретение опыта использования языковых норм в речевой и
альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных,
альтернативных высказываний;
-стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить
собственную позицию;
-видение традиций и новаторства в произведениях;
восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о
мире и человеке.
Литература
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1)осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся
произведений российской и мировой культуры;
4)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5)развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного
текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления.".
Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена
предметами:
Родной язык:
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Родная литература:
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие
способности понимать литературные
художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного
текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметами:
Иностранный язык. Второй иностранный язык
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных
культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в
развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных
жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной
компетентности;
2)формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение
лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение
общей речевой культурой;
3) достижение
компетенции;

допорогового

уровня

иноязычной

коммуникативной

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию
достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на

основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего
иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства
получения информации, позволяющей расширять свои знания в других
предметных областях.
Предметная область «Математика и информатика» представлена
предметами:
Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о математике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления:
-осознание роли математики в развитии России и мира;
-возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории
математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений:
-оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество,
принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в
простейших ситуациях;
-решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
-применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится
от условия к требованию или от требования к условию;
-составление плана решения задачи, выделение этапов
интерпретация вычислительных результатов в задаче,
полученного решения задачи;

ее решения,
исследование

-нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения
процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или
процентного повышения величины;
-решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; овладение
навыками устных, письменных,
инструментальных вычислений:
-оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная
дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число,
иррациональное число;

использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами
при выполнении вычислений;
-использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении
вычислений и решении задач;
-выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
сравнение чисел;
-оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения
тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем
уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные
ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием
аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых
выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым
отрицательным показателем;
-выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных
выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки,
приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного
умножения;
-решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и
неравенств, сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и
неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения
использовать функционально-графические представления для решения
различных математических задач, для описания и анализа реальных
зависимостей:
определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее
положению на плоскости;
-нахождение по графику значений функции, области определения, множества
значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков
возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
построение графика линейной и квадратичной функций;
-оперирование на базовом уровне понятиями:
арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;

последовательность,

-использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при
решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для
описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:

оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат,
окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение
изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
-выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью
инструментов для измерений длин и углов;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,
представлений о простейших пространственных телах; развитие умений
моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования
построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем,
аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность
и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр,
наклонная, проекция; проведение доказательств в геометрии;
-оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов,
произведение вектора на число, координаты на плоскости;
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние,
величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических
данных; формирование представлений о статистических закономерностях в
реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших
вероятностных моделях; развитие
умений извлекать информацию,
представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и
анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих
статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств
окружающих явлений при принятии решений:
формирование представления о статистических характеристиках, вероятности
случайного события;
-решение простейших комбинаторных задач;
-определение основных статистических характеристик числовых наборов;
оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных
событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
-умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в
процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для
решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:

распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
-использование числовых выражений при решении практических задач и задач
из других учебных предметов;
-решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в
реальной жизни;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных
информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

изучаемых

понятиях:

12)
развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать
нормы информационной этики и права;
15) для слепых и слабовидящих обучающихся:
владение правилами записи математических формул и специальных знаков
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия
рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических
фигур и т.п.;
-умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной
плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения;
владение основным функционалом программы невизуального доступа к
информации на
экране
ПК,
умение
использовать персональные
тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа
слепыми обучающимися;

16) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение специальными компьютерными средствами представления и анализа
данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом
двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
Предметная область « Общественно-научные предметы» представлена
предметами:
История России. Всеобщая Россия.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им
опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых
национальных
ценностей
современного
российского
общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней
в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к
оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления
сущности современных общественных явлений, жизни в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
личности, миропонимания и познания современного общества на основе
изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое
отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России;
восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Обществознание
Изучение предмета направлено достижение следующих целей:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных
научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных
отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законодательством Российской Федерации,
убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами
и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах
своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее
осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы
и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
География
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира,
их необходимости для решения современных практических задач человечества
и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе ее
экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей
к возникновению и развитию или решению экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры
России » представлена предметом:

народов

Основы духовно-нравственной культуры народов России
Изучение основ духовно-нравственной культуры России направлено на
достижение следующих целей:
1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости,
уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
3) формирование представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности;
4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества;
5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий
и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область»
предметами:

Общественно-научные

предметы»

представлена

Биология
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях
ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельности человека, для развития современных

естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей
среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих,
осознание
необходимости
действий
по
сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними.
Физика
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости
явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей
роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и
фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности
явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых),
видах материи (вещество и поле), движении как способе существования
материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о
строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения
физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных
исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и
цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей
любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и
механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных
технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание
возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и
искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и
звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во
избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм
человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с
применением полученных знаний законов механики, электродинамики,
термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных
ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие
несовершенства машин и механизмов.
Химия:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о
веществах, их превращениях и практическом применении; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений неорганических и
органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать
и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками
безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в
целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире,
объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и
строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ:
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
Предметная область «Искусство» представлена предметами:
Изобразительное искусство
Изучение искусства на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного
видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию,
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических
искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная
графика,
мультипликация
и
анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической
и личностно-значимой ценности.
Музыка

Изучение искусства на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой
части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для
дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли
музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой
культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного
и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую
деятельность
(слушание
музыки,
пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой,
живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью,
со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального
искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Предметная область »Технология» представлена предметом:
Технология
Изучение технологии на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития
общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности
технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и
экологических последствий развития технологий промышленного и
сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или

процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения
средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере
обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
Предметная область «
предметами:

Физическая культура

и ОБЖ » представлена

Физическая культура
Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению
знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского
движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с
различной
функциональной
направленностью
(оздоровительной,
тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и
профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную
помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий физической культурой, форм активного
отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и
физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за
динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее
состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством использования стандартных физических
нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы
физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
5)

формирование

умений

выполнять

комплексы

общеразвивающих,

оздоровительных
и
корригирующих
упражнений,
учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и
физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать
их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на
развитие основных физических качеств, повышение функциональных
возможностей основных систем организма.
Основы безопасности жизнедеятельности:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в
том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их
последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях
неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации
с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
12. Достижение предметных и метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой
оценки освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования.
Промежуточная аттестация проводится один раз в конце года , для оценки
качества усвоения учащимися всего объема содержания учебного предмета за
год.
Система промежуточной аттестации учащихся 5- 9 классов.
1.Промежуточная аттестация учащихся 5- 9-го классов проводится по учебным
четвертям.
2. Главным объектом промежуточной аттестации являются:
-предметные результаты освоения ООП, их соответствие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО);
-метапредметные результаты, предполагающие оценку развития универсальных
учебных
действий
учащихся
(регулятивных,
коммуникативных,
познавательных);-оценка
личностных
результатов
(самоопределения,
морально-этической ориентации). Личностные результаты не подлежат
итоговому оцениванию.
3.Видами промежуточной аттестации учащихся являются:
-вводный контроль (проводится диагностика готовности обучающихся к
обучению в основной школе (контрольные работы по русскому языку и
математике, диагностика УУД);-текущий контроль
(проверочная работа
проводится после изучения темы по предметам: русский язык, литература,
английский язык, математика.
контрольная работа по русскому языку,
английскому языку, математике проводится в конце четверти , учебного года);
-итоговый контроль (итоговая комплексная работа проводится на
межпредметной основе и включает в себя систему разноуровневых заданий по
предметам: литература, русский язык, математика – диагностика УУД).
4.Учащимся 5-9 классов выставляются отметки по четвертям.
5.В промежуточной аттестации учащихся, находящихся на лечении в санатории,
стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при
лечебном учреждении.
8.Промежуточная аттестация учащихся, отсутствующих более 50% учебного
времени по уважительной причине (спортивные соревнования, сборы)
осуществляется с обязательной сдачей учебного материала, изучаемому в
четверти
по выбору преподавателем любой из форм промежуточной
аттестации.
9.Классный руководитель доводит до сведения учащихся и их
родителей(законных представителей) предметы и форму промежуточной
аттестации, сроки.
10.Учащиеся, имеющие неудовлетворительную отметку за год по учебному

предмету, должны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету.
Внеурочная деятельность в 6-9 классах
Внеурочная
деятельность
в МОАУ школа-интернат основного общего
образования д. Новониколаевка обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной
деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как
экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в
соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Внеурочная деятельность
в школе
определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для
обучающихся с учетом интересов обучающихся и возможностей школы. Под
внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от
классно-урочной деятельности. Это: художественные кружки, спортивные
секции, детские организации, краеведческая работа, научно-практические
конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно — полезные практики, соревнования, турниры,
проектно-исследовательская
деятельность,
военно-патриотическое
объединения.
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность
организуется по основным направлениям развития личности:
1. духовно-нравственное,
2. социальное,
3. общеинтеллектуальное,
4. общекультурное,
5. спортивно –оздоровительное.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Для создания
оптимальных условий реализации индивидуальных потребностей учащихся
разработаны курсы с небольшим учебным объемом, предусмотрена
возможность выбора курсов учащимися
Для организации внеурочной
деятельности, ориентированной на индивидуализацию образования,
используется вторая половина дня.
Внеурочная деятельность учащихся ,
как и деятельность в рамках
уроков,
направлена на достижение результатов освоения основной
образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС
второго
поколения акцентируется на
достижении личностных и метапредметных

результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе
которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько
научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности МОАУ школа-интернат
основого общего образования д. Новониколаевка в соответствии с ФГОС создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом
системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных,
интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,
творчески
растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых
условиях, способной на социально значимую практическую деятельность,
реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная
деятельность школы
направлена
на
достижение
воспитательных результатов:
– приобретение учащимися социального опыта;
– формирование положительного отношения к базовым общественным
ценностям;
– приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного
действия.

Учебный план ( недельный ) для 6-9 классов на уровень основного общего
образования
Предметные области

Учебные предметы
Кол-во часов в неделю
Всего
Обязательная часть
6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл
Русский язык и литература Русский язык
3
3
1
1
8
Литература
2
1
1
1
5
Родной язык
1
1
1
1
4
Родной язык и родная
литература
Родная литература
1
1
1
1
4
Иностранный язык
3
3
3
3
12
Иностранные языки
Второй иностранный язык
1
1
Математика и информатика Математика
3
3
Алгебра
2
1
1
4
Геометрия
1
1
2
4
Информатика
1
1
1
3
Общественно-научные
История России. Всеобщая
предметы
история
2
2
2
2
10
Обществознание
1
1
1
1
4
География
1
2
2
2
7
Основы духовноОсновы духовно1
1
нравственной культуры
нравственной культуры
народов России
народов России
Биология
1
1
2
2
6
Естественно – научные
Химия
2
2
4
предметы
Физика
2
2
3
6
Искусство
Музыка
0,5
0,5
0,5
1,5
Изобразительное искусство
0,5
0,5
0,5
1,5
Технология
Технология
1
1
1
3
Физическая культура
1
1
1
1
4
Физическая культура и
Основы безопасности
ОБЖ
1
1
2
жизнедеятельности
Итого:
23
24
25
25
98
Часть, формируемая участниками образовательных отношении
Математика
2
2
3
2
9
Родная литература

1

1

1

3

Русский язык

3

2

2

2

9

Литература
Физическая культура
Максимально допустимая недельная нагрузка

1
1
30

2
1
32

1
1
33

2
1
33

6
4
129

Внеурочная деятельность
Общеинтеллектуальное

3

3

3

3
1

12
1
0,5

1
1

1
1

2
4

Социальное
Спортивнооздоровительное
Общекультурное
Духовно-нравственное

Русский язык
Медиобезопасность в сети
Интернет
Финансовая грамотность
Физическая культура
Веселые нотки
В мире прекрасного
Технология
Семьеведение

0,5

1

1

0,5
0,5
1

0,5
1
1

1
0,5
2
1

Учебный план ( годовой ) для 6-9 классов на уровень основного общего
образования
Предметные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю
6 кл. 7 кл. 8 кл.
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
102
102
34
литература
Литература
68
34
34
34
34
34
Родной язык и родная Родной язык
литература

Родная литература
Иностранный язык
Иностранные языки Второй иностранный
язык
Математика
и Математика
информатика
Алгебра

Всего
9 кл
33
33

271
169

33

135

34

34

34

33

135

102

102

102

99

405

34

34

102

102
68

34

33

135

Геометрия

34

34

66

134

Информатика

34

34

33

101

Общественнонаучные предметы

История
России.
Всеобщая история
68
68
68
66
270
Обществознание
34
34
34
33
135
География
34
68
68
66 236
34
Основы
духовно- Основы
духовно34
нравственной
нравственной
культуры
народов культуры
народов
России
России
Биология
34
34
68
66
202
Естественно
–
Химия
68
66
134
научные предметы
Физика
68
68
99
235
Искусство
Музыка
17
17
17
51
Изобразительное
17
51
17
17
искусство
Технология
Технология
34
34
34
102
Физическая культура Физическая культура
34
34
34
33
135
и
Основы
ОБЖ
34
33
67
безопасности
жизнедеятельности
Итого:
816
748
850
825
3273
Часть, формируемая участниками образовательных отношении
Математика

68

Родная литература

68

102

68

306

34

34

33

Русский язык

102

68

68

66

101
304

Литература

34

68

34

66

202

Физическая культура
Максимально допустимая
нагрузка
Внеурочная деятельность

34
недельная

Общеинтеллектуаль Русский язык
ное
Медиабезопасность
в сети интернет
СпортивноФизическая
оздоровительное
культура
Социальное
Финансовая
грамотность
Общекультурное
Веселые нотки
В мире прекрасного
Технология
ДуховноСемьеведение
нравственное

34

34

33

135

986

1054

1122

1091

4321

102

102

102

99

405

33

33

17
34

17
17
34

34

17
34

33

135

34

33

67

17
34
34

34
17
68
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Муниципальное задание (с ЭП)интернат Новониколаевка.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».