МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Республики Башкортостан Администрация муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан МОАУ школа-интернат ООО д.Новониколаевка РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы ______________Суюндукова З.М. ______________Фахрутдинова Д. Г. ______________ Ишемгулова С. М. Протокол №1 от «28» 08 2023 г. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. Приказ №71 от «30» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по курсу «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ» для обучающихся 8 класса Учитель: Суюндукова Зиля Минибаевна Новониколаевка- 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа «Семьеведение. Культура взаимоотношений» направлена на освоение подростками системы ценностных ориентаций, которая станет фундаментом создания ими в будущем крепкой счастливой семьи. В центре внимания – духовно-нравственная основа семьи: семейные ценности и отношения, понимание их значимости, развитие умений формировать, анализировать и корректировать систему жизненных ценностей, строить и развивать созидательные и гармоничные отношения. Программа решает задачи формирования у учащихся представления о понятиях «система ценностей», «мужественность», «женственность», «супружество», «созидательные отношения», «семья», «семейные ценности», «ответственное родительство»; знакомит с причинами и следствиями разрушительных отношений с самим собой, миром и другими людьми; предлагает для изучения принципы созидательных отношений; формирует готовность осмысленно решать повседневные жизненные задачи; развивает способность осознанно направлять внимание на свой внутренний мир и мир своих отношений, формировать критическое мышление в отношении поступающей из разных источников информации; создает условия для формирования нравственной устойчивости и здорового понимания ценности мужественности, женственности, семьи и родительства. Актуальность программы Сегодня в России, в общественной жизни нашей страны развертывается благотворный процесс возрождения нравственных семейных ценностей, опирающихся на отечественные исторические традиции. Необходимость возрождения нравственных ценностей семьи осознается и положительно принимается, обретает все больше сторонников среди граждан нашей многонациональной Родины. Среди таких семейных ценностей − любовь, верность, ценности материнства и отцовства, родительская ответственность за детей. Семья традиционно выступает колыбелью воспитания и гражданского становления личности. Поэтому закономерно, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию 2019 г., обозначая приоритеты российской государственной политики, отметил, что главная задача — «сбережение народа», укрепление семьи и семейных ценностей. При этом для того, чтобы семья смогла успешно реализовывать свою традиционную миссию − выступать одним из ведущих и ключевых институтов общества, нравственным и духовным оплотом воспитания детей и юношества, воспитание детей на основе семейных ценностей должно осуществляться уже «со школьной скамьи». Это актуальная, но непростая задача, поскольку во всем мире и в современной России институт семьи переживает кризисный, переходный этап своего развития. Специфика развития современной российской семьи выражается сегодня в ряде новых, иногда противоречивых тенденций: деформированы и зачастую разрушены традиционные модели воспитания и социализации ребенка в семье; усложнилась, стала более разнообразной, типология семей и форм, которые стали относить к вариантам института семьи (например, неполная семья, совместное проживание фактических супругов без официальной регистрации своих отношений и др.); снизилась компетентность родителей в реализации традиционного спектра ролей в семье, прежде всего по отношению к ребенку; снизилась эффективность воспитательного влияния семьи и школы на формирование у ребенка семейных ценностей; усилилось давление социума и глобальной информационной среды на сознание и психику ребенка. Эти тенденции вызывают сегодня беспокойство общества и государства. Поэтому задачи поддержки института семьи, формирования семейных ценностей и ответственности за свою будущую семью у ребенка отражены сегодня в содержании целого ряда национальных концепций и стратегий, федеральных законов, нормативных актов, содержании Федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональном стандарте «Педагог». Эти основополагающие нормативные акты отражают актуальность особого внимания к воспитанию личности современного ребенка, подростка, его духовному росту и полноценному развитию в сложном и изменчивом мире. Программа внеурочной деятельности основывается на документах: 1. Конституция РФ. 2. Конвенция ООН о правах ребенка. 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан». 5. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р. 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. n 09-3242. 8. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 9. Постановление Главного государственного санитарного врача российской федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 11. Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года; 12. Методических рекомендаций ИРО РБ программы курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений»; 13. Устав МОАУ школа- интернат основного общего образования д.Новониколаевка муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан . Цели программы: Образовательные: - формирование у обучающихся представления о понятиях «система ценностей», «мужественность», «женственность», «супружество», «созидательные отношения», «семья», «семейные ценности», «ответственное родительство»; - ознакомление с условиями формирования личного и семейного благополучия, успешности, гармоничных отношений в семье и ответственного родительства; Воспитательные: - формирование у обучающихся собственной осмысленной системы жизненных ценностей, ценности собственного будущего и ответственности за него; - формирование здорового понимания мужественности и женственности, супружества, материнства и отцовства; - формирование готовности осознанно решать повседневные жизненные ситуации, делать осмысленный выбор, критерием которого являются жизненные ценности; Развивающие: - развитие у обучающихся навыков созидательного общения, способности понимать и принимать точку зрения другого человека, сохраняя при этом собственную индивидуальность; - развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с мужественностью, женственностью, ответственностью, ценностью семьи и родительства; - формирование нового положительного опыта для личностного развития, в том числе присвоения ими внутренней ответственности за свое будущее и, в последствии, будущее своей семьи. Задачи: 1. Создать психологические условия, способствующие приобретению нового положительного опыта исследования собственных потребностей, желаний, ценностей, проектирования будущего. 2. Способствовать формированию здорового понимания истинной мужественности и истинной женственности, супружества, ответственного родительства, духовно-нравственных основ семьи и семейных ценностей. 3. Способствовать освоению новых знаний, умений и навыков конструктивного созидательного общения, формированию ценности гармоничных отношений. 4. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные решения в повседневных жизненных ситуациях. 5. Способствовать развитию осознанного направления внимания на свой внутренний мир и мир своих отношений, критического отношения к информации, связанной с ценностью мужественности, женственности, семьи и родительства. 6. Содействовать развитию мотивации к созданию в будущем крепкой и благополучной семьи. 7. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, проектирования собственного успешного и благополучного будущего. Срок реализации программы - 1 год. Режим занятий: 34 часов. Форма организации образовательного процесса: групповая. Формы подведения итогов реализации программы: эссе на предложенную тему, исходящее анкетирование. Содержательные особенности программы Курс «Семьеведение. Культура взаимоотношений» рассматривает духовно-нравственный аспект основы семьи – ценности и отношения. В основу содержательной концепции легла убежденность в том, что базовой способностью для достижения благополучия в любой сфере человеческой жизни (семье, карьере и пр.) является способность выстраивать гармоничные отношения. Речь идет не только об отношениях людей друг с другом, но и о взаимодействии человека с самим собой и окружающим миром. Понимая «отношения» как творческий процесс самой жизни, а способность выстраивать их – как «умение жить», мы нашли целесообразным построить курс «Семьеведение», опираясь на следующее утверждение: основа крепкой и благополучной семьи – мужчина и женщина, – нравственно устойчивые, ясно осознающие свои природные роли, ориентированные на счастье и процветание, способные строить гармоничные отношения с собой, миром, друг другом, детьми, родителями и другими членами семьи. Круг содержательных задач курса, включает в себя три ключевых момента: - формирование основ нравственной устойчивости личности; - формирование здорового понимания мужского и женского, мужчины и женщины, мужественности и женственности; - формирование ценности семьи и родительства. Нравственная устойчивость понимается здесь как готовность строить отношения по трем направлениям: я – я (с самим собой), я – Мир (с событиями, явлениями, фактами окружающей действительности) и я – другие (с людьми). Готовность понимается как совокупность трех характеристик: потребность (хочу) – способность (могу) – решимость (буду). Потребность. Ведущие потребностей переходного возраста – общение и гармоничные отношения. Апробация курса и проведенное социологическое исследование выявили огромное желание подростков учиться строить и корректировать свои отношения (в семье, со сверстниками, с самим собой). Однако отсутствие способности (то есть необходимого арсенала знаний, умений и навыков) – тормозит этот процесс, становится источником непреодоленных трудностей, переживаний, неадекватного поведения, искаженного восприятия действительности. Способность. Курс «Семьеведение. Культура взаимоотношений» предлагает к освоению учащимися простые, понятные, безопасные и легко применимые на практике знания и умения, направленные на формирование способности к конструктивному общению и созданию позитивных отношений. Решимость. Совокупность потребности и способности автоматически формирует решимость, то есть готовность действовать. Формирование здорового, традиционного и природосообразного понимания мужественности и женственности, супружества и родительства – вторая содержательная задача курса. В основе по-настоящему здоровой, крепкой и благополучной семьи – отношения мужчины и женщины, ясно осознающие свои природные и социальные роли. Для того, чтобы грамотно строить эти отношения, прежде всего, необходимо осознавать себя как мужчину и как женщину со всеми сопутствующими этим понятиям определениями. В период подросткового возраста интерес к самому себе как представителю определенного пола достигает наивысшей точки. Появляется невероятное количество вопросов, сомнений и переживаний. Если в семье не принято обсуждать подобные темы (а так, к сожалению, происходит в подавляющем большинстве современных семей), то подросток может обратиться только к одному (весьма сомнительному) информационному источнику – сети интернет. Формирование ценности семьи и родительства – третья содержательная задача курса. Как правило, такие ориентиры закладываются в ребенке с первых дней жизни в семье. Однако, далеко не всегда и не в каждой семье подобный опыт является позитивным и формирует здоровое отношение к семье, браку и родительству. Способность планировать и проектировать собственное будущее, опираясь на свои личные и традиционные семейные ценности – необходимое условия для создания в перспективе полноценной и здоровой семьи. Дидактические особенности программы 1. Наличие трех тематических блоков (разделов), ориентирующих на системное освоение материала. 2. Наличие цикла практических заданий и упражнений, соответствующих темам и разделам. 3. Учет возрастных особенностей при формировании содержания курса и комплекса практических заданий и упражнений. 4. Учет ведущих типов деятельности подростка при составлении комплекса практических упражнений. 5. Применение единого инструментария диагностики на начальном и конечном этапе прохождения курса. Специфика преподавания курса Преподавателю курса «Семьеведение. Культура отношений» необходимо учитывать особенности программы и опираться в своей педагогической деятельности на следующие принципы: - партнерская позиция по отношению к ученику, включающая в себя безоценочность высказываний учащегося на ту или иную тему, открытый обмен мнениями, совместный поиск ответов на поставленные вопросы. - принцип этичности и деликатности в процессе раскрытия тем курса и обсуждения, создание и сохранение атмосферы свободной беседы, в которой каждое мнение бесценно, а свобода выбора (говорить, отвечать) приветствуется. - сотрудничество со школьным психологом в процессе преподавания курса. Для преподавателя также важно сформировать качественную культуру коммуникации на уроках, демонстрируя на своем примере такие важнейшие для построения гармоничных отношений навыки как: - быть искренним в ответах, но не допускать раскрытия тайн души; - корректно, аргументированно излагать свою точку зрения; - уважать собеседника; - проявлять тактичность, избегая оценки, осуждения и высмеивания точки зрения, с которой вы в настоящее время не согласны; - научиться слышать собеседника, не допуская оценки и осуждения в любой форме – словом, взглядом, жестом; - уметь выслушивать собеседника, избегать перебивания. - готовность к равноправному сотрудничеству; - уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия; - эмпатичность как способность понимать и принимать свои чувства и чувства окружающих; - признание человеческой жизни как величайшей ценности; - умение слушать и слышать разные точки зрения. Методы и формы учебной работы Программой предусмотрены следующие методы работы на уроках: - беседы и интерактивные беседы; - тест-практикумы на самопознание; - практикумы с элементами игры; - коммуникативные игры; - просмотр видео-сюжетов с обсуждением; - конференции. Программой предусмотрены следующие формы работы: - индивидуальная работа (самостоятельное выполнение заданий); - коллективная работа (работа класса под руководством учителя); - групповая работа (выполнение заданий группами, определенными по разным критериям: парни и девушки, смешанные группы); - работа в интеграции индивидуальных и коллективных интеллектуальных продуктов. Планируемые результаты обучения Предметные результаты. Достигаются при изучении содержательной части курса. По итогам прохождения программы курса усваивают общие знания относительно следующих понятий: - человеческие потребности; - человеческие ценности; - система человеческих ценностей; - критерии жизненного выбора; - различия в психологии, поведении и способах реагирования на разные ситуации мужчины и женщины; - созидательные отношения; - конфликты; - правила и принципы; - правила и нормы поведения в обществе; - этикетные ситуации и принципы этикета; - семейный этикет; - семейные и народные традиции. Личностные результаты. Достигаются в рамках включенных в программу когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов. В рамках когнитивного компонента формируются знания о причинах и следствиях конструктивных и деструктивных отношений и поведения, морально-нравственные нормы и ценности в семье, критическое мышление, дающее способность ориентироваться в потоке информации и социального взаимодействия, знание основ здорового образа жизни, в том числе основ психологического здоровья. В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению собственной жизнью и судьбой, партнерству и созидательным отношениям, уважение к себе, к другим людям, принятие и доброжелательность, ценность семьи и родительства, уважение к национальным и семейным традициям; потребность в социальной самореализации (супружество, родительство), чувство гордости и достоинства при осознании себя будущими мужчинами или женщинами. В рамках деятельностного компонента формируются готовность решать каждодневные ситуации выбора, трудностей; умение строить диалог (общение) на основе взаимного уважения и партнерства, умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность соблюдать духовно-нравственные нормы в отношении других людей и общества в целом; готовность пользоваться общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе; готовность к самообразованию и саморазвитию. Метапредметные результаты. Достигаются путем формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: основам целеполагания в сфере проектирования собственной жизни и судьбы, жизненных событий, планирования и реализации задуманного; самостоятельно анализировать различные ситуации взаимоотношений с самим собой, миром и другими людьми, планировать пути достижения целей, расставлять приоритеты; принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации, управлять собственными эмоциональными состояниями. Коммуникативные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать разные точки зрения, принимать позицию другого человека, относиться к ней с уважением, обосновывать собственную позицию, работать в группе, вырабатывая коллективное интегрированное мнение. Познавательные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться основам проектноисследовательской деятельности, направлению внимания на объект исследования, анализу ситуации, поиску адекватной информации по интересующим вопросам, установлению причинно-следственных связей в ситуациях отношений и личностного роста, строить логические рассуждения, рефлексивно воспринимать информацию, выдвигать гипотезы и делать умозаключения. II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Темы уроков Первичная диагностика уровня сформированности Теоретичес- Практичес- Всего кие кие часов занятия занятия 0 1 1 2 3 5 семейных ценностей. Практикум «4 вопроса к сути» и анкетирование Раздел I. Система жизненных ценностей человека Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям 1.1 Искусство быть счастливым. 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 3 6 9 1 0 1 Интерактивная беседа. 1.2 Потребности, желания, цели в жизни человека. Интерактивная беседа с элементами игры. 1.3.1 Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Интерактивная беседа 1.3.2 Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Практикум 1.4 Семья в системе жизненных ценностей личности. Практикум. Раздел II. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности. Самоидентичность 2.1 Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. Интерактивная беседа. 2.2.1 Мужественность. Мужчина, 1 0 1 0 1 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 муж, отец. Интерактивная беседа 2.2.2 Мужественность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум 2.2.3 Образ истинного мужчины, мужа, отца в литературе и произведениях искусства. Исследования, проекты, презентация проектов 2.3.1 Женственность. Женщина, жена, мать. Интерактивная беседа 2.3.2 Женственность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум 2.3.3 Образ истинной женщины, жены, 0 1 1 матери в литературе и произведениях искусства. Исследования, проекты, презентация проектов. 2.4 Ответственное родительство. 0 1 1 0 1 1 Интерактивная беседа. 2.5 Образ семьи в мировой литературе и произведениях искусства и в современности. Конференция. Работа в группах. Создание коллективных портретов-образов «Идеальный образ настоящего мужчины, мужа, отца» и «Идеальный образ истинной женщины, жены, матери». Раздел III. Культура взаимоотношений 4 4 8 0 1 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом 3.1 Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения. Практикум-исследование 3.2 Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Игра-практикум 3.3 Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. Интерактивная беседа 3.4 Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Практикум. 3.5 Любовь и влюбленность. 1 0 1 0 1 1 0 1 0 1 1 2 7 9 1 0 1 0 1 1 Интерактивная беседа. 3.6 Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. Интерактивная беседа. 3.7.1 Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. Семейный этикет. Интерактивная беседа 3.7.2 Этикетные ситуации и поведение в них. Игровой практикум. Раздел IV. Семейные ценности 4.1 Сила рода. Интерактивная беседа. 4.2.1 Дети и родители. Дети. Практикум 4.2.2 Дети и родители. Родители. 0 1 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 Практикум 4.3 Семейные традиции. Конференция 4.4.1 Энергоэкономика семьи. Интерактивная беседа 4.4.2 Энергоэкономика семьи. Практикум 4.5 Ценность семьи. Рефлексивная беседа 4.6 Проектирование будущего. Моя семья: ценности, экономическая основа, взаимоотношения. Игровой практикум Заключительная диагностика III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Разделы 1. Система жизненных ценностей человека (Темы 1-4) 2. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство (Темы 5-8) 3. Культура взаимоотношений (Темы 9-15) 4. Семейные ценности (Темы 16-20) Темы Тема 1. Искусство быть счастливым Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как результат осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя самого, своей семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в обретении собственного счастья. Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека. Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний и потребностей. Истинные и фальшивые желания. Логическая закономерность: потребностижелания-мечты-цели-планы. Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора. Ценности. Система жизненных ценностей. Жизненные ценности человека как критерии выбора в любой ситуации. Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности. Основные понятия: Потребность в семье. Ценность семьи. Место семьи в системе жизненных ценностей. Благополучная семья. Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. Основные понятия: Особенности мужского и женского мышления, психологии, поведения. Ценность отношений мужчины и женщины. Роль отношений в семье. Роли мужчины и женщины в семье. Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец. Основные понятия: Мужчина, муж отец. Отцовство. Мужественность и ответственность. Мужественность и сила. Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в семье. Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать. Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность. Чувствительность, эмоциональность, многозадачность, мягкость, гибкость, сострадательность. Роль женщины в семье. Тема 8. Ответственное родительство. Основные понятия: Правило и принцип. Ответственность. Родительство. Ответственное родительство. Права и обязанности. Забота и воспитание. Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения. Основные понятия: Мир человеческих отношений. Созидательные отношения. Разрушительные отношения. Готовность: потребность-способность-решимость. Готовность к созидательным отношениям. Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации. Спор, деструктивная природа спора и конфликта. Бесконфликтное общение, конструктивность. Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для развития, достижения успехов, благополучия и счастья. Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания. Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность. Мудрость, терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм. Торжество жизни. Тема 13. Любовь и влюбленность. Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь, влюбленность. Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в семье. Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим собой, миром и другими людьми. Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и обстоятельства, как отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач: анализ ситуации, постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ ситуации. Управление отношениями как условие счастья, успеха и благополучия. Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе.Семейный этикет. Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы и правила поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации. Принципы этикета. Семейный этикет. Тема 16. Сила рода. Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание. Память семьи. Род как основа семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека. Тема 17. Дети и родители. Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного родителя. Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в отношениях. Свобода и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс. Тема 18. Семейные традиции. Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи. Ценность народных и семейных традиций. Место и роль традиций в системе жизненных ценностей человека. Создание традиций. Тема 19. Энергоэкономика семьи. Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и факторы снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы повышения семейного благополучия. Тема 20. Ценность семьи. Основные понятия: Семья. Ценность семьи. Семья как одна из главных человеческих ценностей. IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семьеведение. Культура взаимоотношений» для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы. 2. Учебное пособие для учащихся «Семьеведение. Культура взаимоотношений»//Муратова Е.Е., Беккер Н.С., Тарасова Г.Р. 3. Рабочая тетрадь для учащихся «Семьеведение. Культура взаимоотношений»//Муратова Е.Е., Беккер Н.С., Тарасова Г.Р. 4. Методические рекомендации для учителя «Семьеведение. Культура взаимоотношений. Примерные поурочные планы и рекомендации для работы с родителями»//Муратова Е.Е., Беккер Н.С. 5. Видеокомментарии к урокам курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений» (электронный ресурс familynavigator.ru) 6. Видеорекомендации по работе с родителями (электронный ресурс familynavigator.ru) 7. База дидактических материалов для изучения курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений» (электронный ресурс familynavigator.ru) 8. Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов по психологии и воспитанию для родителей (электронный ресурс familynavigator.ru) V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности; Ред. Д.И. Фельдштейн. – Москва: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с. – (Библиотека школьного психолога). 2. Бондырева С.К. Семья в контексте общеисторических и этнокультурных проблем в современном мире. // Мир психологии. - 2018. - № 1. - С. 10-15. 3. Вершинин Н.С., Суханова Н.П. Российская семья и глобальные вызовы современности // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В.Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28–31 марта 2019 г.). С.65-69. / Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН. — СПб.: «Реноме», 2019. — 410 с. 4. В кругу семей: Методические рекомендации по организации работы клубов молодых семей. − Вологда: Содружество, 2014. − 110с. 5. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с. 6. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе: Методика диагностирования семьи учащегося школы. Материалы в помощь педагогу, организующему воспитательную работу с родителями учащихся. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 20 с. 7. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. − М.:«Академия»,1999.−464 с. 8. Жукова М.В., Запорожец В.Н., Шишкина К.И. Психология семьи и семейного воспитания: конспекты лекций. 2014. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/693/ 9. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с. 10. Карабанова О.А. Семья как пространство развития личности. // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 37-45. 11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с. 12. Михайлова И.Г. Динамика воспроизводства семейных пространств и их взаимообусловленность социокультурными и религиозными идеалами // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 45-63. 13. Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3. C. 5—18. doi: 10.17759/pse.2019240301 14. Мухина В.С. Возрастная психология. − М.: «Когито-центр», 2005. − 456 с. 15. Мясищев В.Н. Психология отношений − М.: МПСИ, 2005. −158 с. 16. Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире: Коллективная монография / монография / Под науч. ред. чл.-корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.Г. Доброхлеб. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. – 318 с. 17. Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире. Т. 2: Коллективная монография / Под науч. ред. чл.-корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.Г. Доброхлеб. — Москва: Экономическое образование, 2018. — 216 с. 18. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с. 19. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск.: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. − 171 с. 20. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Казина А.О., Лаврешкин Н.В., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Власова Н.В., Богданович Н.В., Чернушевич В.А., Чиркина Р.В., Банников Г.С. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.– 112 с. 21. Отцовство в России сегодня. Институт социально экономических проблем народонаселения РАН — Москва, 2016. — 120 с. 22. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Раздел 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся. 23. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. – М., 2007. – 121 с. 24. Психология семьи : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Гребенникова, Е.В.Гурова, Е.И.Захарова и др.; под ред. Е.Г.Сурковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с. — (Сер. Бакалавриат). 25. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В.С. – Москва, 2005. − 398 с. 26. Психология семейных отношений / Коллектив авторов — «ФЛИНТА», 2015. − 428 с. 27. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия. Изд. Бахрах− М., 2013. − 656с. 28. Реан А.А. «Уроки семейного счастья» Интервью. Психологическая Газета. 13 июля 2018. //https://psy.su/feed/6920/ 29. Реан А.А., Коновалов И.А., Новикова М.А. Семья в представлении подростков с просоциальным и асоциальным поведением. // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 75-88. 30. Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография. / Под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В. Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А.Бурковой, Э.Б.Дунаевской. – СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. – 466 с. 31. Сидоренко О. А., Чиганова Е. А. Особенности ориентации юношей и девушек на ценность семьи. // Семья в современном мире: XI социологические чтения памяти В. Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 28–31 марта 2019 г.). − С.310-317. / Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН. — СПб.: « Реноме», 2019. — 410 с. 32. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ( утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). 33. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям. – М.: Педагогика, 1990. – 278 с. 34. Цыганкова Н.И., Эрлих О.В. Педагогические условия преодоления проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся// Человек и Образование. № 1 (58) 2019. − С.146-151. 35. Шабунова А.А. Расширение взаимодействия семьи и школы в формировании здоровья детей // Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни. Сборник материалов общероссийской научно-практической конференции «I Римашевские чтения» (Москва, 27 марта 2018 г.)//ИСЭПН РАН общ. Ред. Локосов В.В., отв. ред. Е.В. Кочкина, ред. О.А. Александрова,Е.А. Баллаева, О.Н. Махрова, К.В. Виноградова − Москва, Издатель: ИП Вишняков А.В., 2018.— 246 c.С.100-107. 31. Шаин Е.Г. Молодаясемья: учебное пособие. − Тула: Тульский полиграфист, 2015. − 55с. 36. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.4-е изд.-СПб.: Питер, 2008. − 672с. 37. Эрлих О.В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях. // Человек и Образование. № 2 (51) 2017.С.34-38.