Рабочая программа по Семьеведению.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
МОАУ школа-интернат ООО д.Новониколаевка
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

______________Суюндукова З.М.

______________Фахрутдинова Д. Г.

______________ Ишемгулова С. М.

Протокол №1 от «28» 08 2023 г.

Протокол №1 от «30» 08 2023 г.

Приказ №71 от «30» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по курсу

«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ»
для обучающихся 8 класса

Учитель: Суюндукова Зиля Минибаевна
Новониколаевка- 2023

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Семьеведение. Культура взаимоотношений» направлена на
освоение подростками системы ценностных ориентаций, которая станет фундаментом создания ими в будущем
крепкой счастливой семьи. В центре внимания – духовно-нравственная основа семьи: семейные ценности и
отношения, понимание их значимости, развитие умений формировать, анализировать и корректировать систему
жизненных ценностей, строить и развивать созидательные и гармоничные отношения.
Программа решает задачи формирования у учащихся представления о понятиях «система ценностей»,
«мужественность», «женственность», «супружество», «созидательные отношения», «семья», «семейные
ценности», «ответственное родительство»; знакомит с причинами и следствиями разрушительных отношений с
самим собой, миром и другими людьми; предлагает для изучения принципы созидательных отношений;
формирует готовность осмысленно решать повседневные жизненные задачи; развивает способность осознанно
направлять внимание на свой внутренний мир и мир своих отношений, формировать критическое мышление в
отношении поступающей из разных источников информации; создает условия для формирования нравственной
устойчивости и здорового понимания ценности мужественности, женственности, семьи и родительства.
Актуальность программы
Сегодня в России, в общественной жизни нашей страны развертывается благотворный процесс возрождения
нравственных семейных ценностей, опирающихся на отечественные исторические традиции. Необходимость
возрождения нравственных ценностей семьи осознается и положительно принимается, обретает все больше
сторонников среди граждан нашей многонациональной Родины. Среди таких семейных ценностей − любовь,
верность, ценности материнства и отцовства, родительская ответственность за детей. Семья традиционно
выступает колыбелью воспитания и гражданского становления личности. Поэтому закономерно, что Президент
Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию 2019 г., обозначая приоритеты
российской государственной политики, отметил, что главная задача — «сбережение народа», укрепление семьи
и семейных ценностей.
При этом для того, чтобы семья смогла успешно реализовывать свою традиционную миссию − выступать одним
из ведущих и ключевых институтов общества, нравственным и духовным оплотом воспитания детей и
юношества, воспитание детей на основе семейных ценностей должно осуществляться уже «со школьной

скамьи». Это актуальная, но непростая задача, поскольку во всем мире и в современной России институт семьи
переживает кризисный, переходный этап своего развития. Специфика развития современной российской семьи
выражается сегодня в ряде новых, иногда противоречивых тенденций: деформированы и зачастую разрушены
традиционные модели воспитания и социализации ребенка в семье; усложнилась, стала более разнообразной,
типология семей и форм, которые стали относить к вариантам института семьи (например, неполная семья,
совместное проживание фактических супругов без официальной регистрации своих отношений и др.); снизилась
компетентность родителей в реализации традиционного спектра ролей в семье, прежде всего по отношению к
ребенку; снизилась эффективность воспитательного влияния семьи и школы на формирование у ребенка
семейных ценностей; усилилось давление социума и глобальной информационной среды на сознание и психику
ребенка. Эти тенденции вызывают сегодня беспокойство общества и государства.
Поэтому задачи поддержки института семьи, формирования семейных ценностей и ответственности за свою
будущую семью у ребенка отражены сегодня в содержании целого ряда национальных концепций и стратегий,
федеральных законов, нормативных актов, содержании Федеральных государственных образовательных
стандартов, профессиональном стандарте
«Педагог». Эти основополагающие нормативные акты отражают актуальность особого внимания к воспитанию
личности современного ребенка, подростка, его духовному росту и полноценному развитию в сложном и
изменчивом мире.
Программа внеурочной деятельности основывается на документах:
1. Конституция РФ.
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан».
5. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р. 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. n 09-3242.
8. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
9. Постановление Главного государственного санитарного врача российской федерации от 4 июля 2014 года №
41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей».
11. Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
12. Методических рекомендаций ИРО РБ программы курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений»;
13. Устав МОАУ школа- интернат основного общего образования д.Новониколаевка муниципального района
Зианчуринский район Республики Башкортостан .
Цели программы:
Образовательные:
- формирование у обучающихся представления о понятиях «система ценностей», «мужественность»,
«женственность», «супружество», «созидательные отношения», «семья», «семейные ценности», «ответственное
родительство»;
- ознакомление с условиями формирования личного и семейного благополучия, успешности, гармоничных
отношений в семье и ответственного родительства;
Воспитательные:
- формирование у обучающихся собственной осмысленной системы жизненных ценностей, ценности
собственного будущего и ответственности за него;
- формирование здорового понимания мужественности и женственности, супружества, материнства и отцовства;

- формирование готовности осознанно решать повседневные жизненные ситуации, делать осмысленный выбор,
критерием которого являются жизненные ценности;
Развивающие:
- развитие у обучающихся навыков созидательного общения, способности понимать и принимать точку зрения
другого человека, сохраняя при этом собственную индивидуальность;
- развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с мужественностью,
женственностью, ответственностью, ценностью семьи и родительства;
- формирование нового положительного опыта для личностного развития, в том числе присвоения ими
внутренней ответственности за свое будущее и, в последствии, будущее своей семьи.
Задачи:
1. Создать психологические условия, способствующие приобретению нового положительного опыта
исследования собственных потребностей, желаний, ценностей, проектирования будущего.
2. Способствовать формированию здорового понимания истинной мужественности и истинной женственности,
супружества, ответственного
родительства, духовно-нравственных основ семьи и семейных ценностей.
3. Способствовать освоению новых знаний, умений и навыков конструктивного созидательного общения,
формированию ценности гармоничных отношений.
4. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные решения в повседневных
жизненных ситуациях.
5. Способствовать развитию осознанного направления внимания на свой внутренний мир и мир своих
отношений, критического отношения к информации, связанной с ценностью мужественности, женственности,
семьи
и родительства.
6. Содействовать развитию мотивации к созданию в будущем крепкой и благополучной семьи.

7. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, проектирования собственного успешного и
благополучного будущего.
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий: 34 часов.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы подведения итогов реализации программы: эссе на предложенную тему, исходящее анкетирование.
Содержательные особенности программы
Курс «Семьеведение. Культура взаимоотношений» рассматривает духовно-нравственный аспект основы семьи –
ценности и отношения. В основу содержательной концепции легла убежденность в том, что базовой
способностью для достижения благополучия в любой сфере человеческой жизни (семье, карьере и пр.) является
способность выстраивать гармоничные
отношения. Речь идет не только об отношениях людей друг с другом, но и о взаимодействии человека с самим
собой и окружающим миром. Понимая «отношения» как творческий процесс самой жизни, а способность
выстраивать их – как «умение жить», мы нашли целесообразным построить курс «Семьеведение», опираясь на
следующее утверждение: основа крепкой и благополучной семьи – мужчина и женщина, – нравственно
устойчивые, ясно осознающие свои природные роли, ориентированные на счастье и процветание, способные
строить гармоничные отношения с собой, миром, друг другом, детьми, родителями и другими членами семьи.
Круг содержательных задач курса, включает в себя три ключевых момента:
- формирование основ нравственной устойчивости личности;
- формирование здорового понимания мужского и женского, мужчины и женщины, мужественности и
женственности;
- формирование ценности семьи и родительства.

Нравственная устойчивость понимается здесь как готовность строить отношения по трем направлениям: я – я (с
самим собой), я – Мир (с событиями, явлениями, фактами окружающей действительности) и я – другие (с
людьми).
Готовность понимается как совокупность трех характеристик: потребность (хочу) – способность (могу) –
решимость (буду).
Потребность. Ведущие потребностей переходного возраста – общение и гармоничные отношения. Апробация
курса и проведенное социологическое исследование выявили огромное желание подростков учиться строить и
корректировать свои отношения (в семье, со сверстниками, с самим собой).
Однако отсутствие способности (то есть необходимого арсенала знаний, умений и навыков) – тормозит этот
процесс, становится источником непреодоленных трудностей, переживаний, неадекватного поведения,
искаженного восприятия действительности.
Способность. Курс «Семьеведение. Культура взаимоотношений» предлагает к освоению учащимися простые,
понятные, безопасные и легко применимые на практике знания и умения, направленные на формирование
способности к конструктивному общению и созданию позитивных отношений.
Решимость. Совокупность потребности и способности автоматически формирует решимость, то есть
готовность действовать.
Формирование здорового, традиционного и природосообразного понимания мужественности и женственности,
супружества и родительства – вторая содержательная задача курса. В основе по-настоящему здоровой, крепкой
и благополучной семьи – отношения мужчины и женщины, ясно осознающие свои природные и социальные
роли. Для того, чтобы грамотно строить эти отношения, прежде всего, необходимо осознавать себя как мужчину
и как женщину со всеми сопутствующими этим понятиям определениями. В период подросткового возраста
интерес к самому себе как представителю определенного пола достигает наивысшей точки. Появляется
невероятное количество вопросов, сомнений и переживаний. Если в семье не принято обсуждать подобные
темы (а так, к сожалению, происходит в подавляющем большинстве современных семей), то подросток может
обратиться только к одному (весьма сомнительному) информационному источнику – сети интернет.

Формирование ценности семьи и родительства – третья содержательная задача курса. Как правило, такие
ориентиры закладываются в ребенке с первых дней жизни в семье. Однако, далеко не всегда и не в каждой семье
подобный опыт является позитивным и формирует здоровое отношение к семье, браку и родительству.
Способность планировать и проектировать
собственное будущее, опираясь на свои личные и традиционные семейные ценности – необходимое условия для
создания в перспективе полноценной и здоровой семьи.
Дидактические особенности программы
1. Наличие трех тематических блоков (разделов), ориентирующих на системное освоение материала.
2. Наличие цикла практических заданий и упражнений, соответствующих темам и разделам.
3. Учет возрастных особенностей при формировании содержания курса и комплекса практических заданий и
упражнений.
4. Учет ведущих типов деятельности подростка при составлении комплекса практических упражнений.
5. Применение единого инструментария диагностики на начальном и конечном этапе прохождения курса.
Специфика преподавания курса
Преподавателю курса «Семьеведение. Культура отношений» необходимо учитывать особенности программы и
опираться в своей педагогической деятельности на следующие принципы:
- партнерская позиция по отношению к ученику, включающая в себя безоценочность высказываний учащегося
на ту или иную тему, открытый обмен мнениями, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.
- принцип этичности и деликатности в процессе раскрытия тем курса и обсуждения, создание и сохранение
атмосферы свободной беседы, в которой
каждое мнение бесценно, а свобода выбора (говорить, отвечать) приветствуется.
- сотрудничество со школьным психологом в процессе преподавания курса.
Для преподавателя также важно сформировать качественную культуру
коммуникации на уроках, демонстрируя на своем примере такие важнейшие
для построения гармоничных отношений навыки как:

- быть искренним в ответах, но не допускать раскрытия тайн души;
- корректно, аргументированно излагать свою точку зрения;
- уважать собеседника;
- проявлять тактичность, избегая оценки, осуждения и высмеивания точки зрения, с которой вы в настоящее
время не согласны;
- научиться слышать собеседника, не допуская оценки и осуждения в любой форме – словом, взглядом, жестом;
- уметь выслушивать собеседника, избегать перебивания.
- готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым
видам насилия;
- эмпатичность как способность понимать и принимать свои чувства и
чувства окружающих;
- признание человеческой жизни как величайшей ценности;
- умение слушать и слышать разные точки зрения.

Методы и формы учебной работы
Программой предусмотрены следующие методы работы на уроках:
- беседы и интерактивные беседы;
- тест-практикумы на самопознание;
- практикумы с элементами игры;
- коммуникативные игры;
- просмотр видео-сюжетов с обсуждением;

- конференции.
Программой предусмотрены следующие формы работы:
- индивидуальная работа (самостоятельное выполнение заданий);
- коллективная работа (работа класса под руководством учителя);
- групповая работа (выполнение заданий группами, определенными по
разным критериям: парни и девушки, смешанные группы);
- работа в интеграции индивидуальных и коллективных
интеллектуальных продуктов.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты. Достигаются при изучении содержательной части курса.
По итогам прохождения программы курса усваивают общие знания относительно следующих понятий:
- человеческие потребности;
- человеческие ценности;
- система человеческих ценностей;
- критерии жизненного выбора;
- различия в психологии, поведении и способах реагирования на разные ситуации мужчины и женщины;
- созидательные отношения;
- конфликты;
- правила и принципы;
- правила и нормы поведения в обществе;
- этикетные ситуации и принципы этикета;
- семейный этикет;

- семейные и народные традиции.
Личностные результаты. Достигаются в рамках включенных в программу когнитивного, ценностного и
деятельностного компонентов.
В рамках когнитивного компонента формируются знания о причинах и следствиях конструктивных и
деструктивных отношений и поведения, морально-нравственные нормы и ценности в семье, критическое
мышление, дающее способность ориентироваться в потоке информации и социального взаимодействия, знание
основ здорового образа жизни, в том числе основ
психологического здоровья.
В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению собственной жизнью и судьбой,
партнерству и созидательным отношениям, уважение к себе, к другим людям, принятие и доброжелательность,
ценность семьи и родительства, уважение к национальным и семейным традициям; потребность в социальной
самореализации (супружество, родительство), чувство гордости и достоинства при осознании себя будущими
мужчинами или женщинами.
В рамках деятельностного компонента формируются готовность решать каждодневные ситуации выбора,
трудностей; умение строить диалог (общение) на основе взаимного уважения и партнерства, умение
конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность соблюдать духовно-нравственные нормы в
отношении других людей и общества в целом; готовность пользоваться общепринятыми правилами и нормами
поведения в обществе; готовность к самообразованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты. Достигаются путем формирования у обучающихся ряда универсальных
учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: основам целеполагания в
сфере проектирования собственной жизни и судьбы, жизненных событий, планирования и реализации
задуманного; самостоятельно анализировать различные ситуации взаимоотношений с самим собой, миром и
другими людьми, планировать пути достижения целей, расставлять приоритеты; принимать самостоятельные
решения в проблемной ситуации, управлять собственными эмоциональными состояниями.

Коммуникативные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: учитывать разные
мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать разные точки зрения, принимать позицию другого
человека, относиться к ней с уважением, обосновывать собственную позицию, работать в группе, вырабатывая
коллективное интегрированное мнение.
Познавательные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться основам проектноисследовательской деятельности, направлению внимания на объект исследования, анализу ситуации, поиску
адекватной информации по интересующим вопросам, установлению причинно-следственных связей в ситуациях
отношений и личностного роста, строить логические рассуждения, рефлексивно воспринимать информацию,
выдвигать гипотезы и делать умозаключения.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№

Темы уроков

Первичная диагностика уровня сформированности

Теоретичес-

Практичес-

Всего

кие

кие

часов

занятия

занятия

0

1

1

2

3

5

семейных ценностей. Практикум «4 вопроса к сути» и
анкетирование
Раздел I. Система жизненных ценностей человека
Формирование навыков осознанного внимания к себе:

своим потребностям, желаниям и ценностям
1.1

Искусство быть счастливым.

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

3

6

9

1

0

1

Интерактивная беседа.
1.2

Потребности, желания, цели в
жизни человека. Интерактивная
беседа с элементами игры.

1.3.1

Жизненные ценности личности
как критерии выбора целей и
поступков. Интерактивная
беседа

1.3.2

Жизненные ценности личности
как критерии выбора целей и
поступков. Практикум

1.4

Семья в системе жизненных
ценностей личности. Практикум.

Раздел II. Мужчина и женщина. Супружество.
Родительство. Формирование представлений о
мужественности и женственности. Самоидентичность
2.1

Мужчина и женщина: различия

устройства мышления,
психологии, поведения. Миссия и
роли в семье и в обществе.
Интерактивная беседа.
2.2.1

Мужественность. Мужчина,

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

муж, отец. Интерактивная
беседа
2.2.2

Мужественность. К сути
понятия. Обсуждение в группах,
практикум

2.2.3

Образ истинного мужчины,
мужа, отца в литературе и
произведениях искусства.
Исследования, проекты,
презентация проектов

2.3.1

Женственность. Женщина, жена,
мать. Интерактивная беседа

2.3.2

Женственность. К сути понятия.
Обсуждение в группах, практикум

2.3.3

Образ истинной женщины, жены,

0

1

1

матери в литературе и
произведениях искусства.

Исследования, проекты,
презентация проектов.
2.4

Ответственное родительство.

0

1

1

0

1

1

Интерактивная беседа.
2.5

Образ семьи в мировой
литературе и произведениях
искусства и в современности.
Конференция. Работа в группах.
Создание коллективных
портретов-образов «Идеальный
образ настоящего мужчины,
мужа, отца» и «Идеальный образ
истинной женщины, жены,
матери».

Раздел III. Культура взаимоотношений

4

4

8

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

Формирование
представлений о культуре взаимоотношений мужчины и
женщины как основе будущего семейного благополучия
и навыков созидательного общения с противоположным
полом
3.1

Человек в мире межличностных
отношений. Разрушительные и
созидательные отношения.
Практикум-исследование

3.2

Конфликты. Сила созидания.
Осознанное бесконфликтное
общение. Игра-практикум

3.3

Трудности как ресурс развития
личности и созидательных
отношений. Интерактивная
беседа

3.4

Расставания. Принятие
неизбежности. Осознанность и

оптимизм как инструменты
преодоления трудностей
расставания. Практикум.
3.5

Любовь и влюбленность.

1

0

1

0

1

1

0

1

0

1

1

2

7

9

1

0

1

0

1

1

Интерактивная беседа.
3.6

Мир отношений: отношения с
самим собой, с миром и людьми.
Интерактивная беседа.

3.7.1

Принципы этикета. Правила и
нормы поведения в обществе.
Семейный этикет.
Интерактивная беседа

3.7.2

Этикетные ситуации и поведение
в них. Игровой практикум.

Раздел IV. Семейные ценности
4.1

Сила рода. Интерактивная
беседа.

4.2.1

Дети и родители. Дети.
Практикум

4.2.2

Дети и родители. Родители.

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

Практикум
4.3

Семейные традиции.
Конференция

4.4.1

Энергоэкономика семьи.
Интерактивная беседа

4.4.2

Энергоэкономика семьи.
Практикум

4.5

Ценность семьи. Рефлексивная
беседа

4.6

Проектирование будущего. Моя
семья: ценности, экономическая
основа, взаимоотношения.
Игровой практикум

Заключительная диагностика

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Разделы
1.

Система жизненных ценностей человека (Темы 1-4)

2.

Мужчина и женщина. Супружество. Родительство (Темы 5-8)

3.

Культура взаимоотношений (Темы 9-15)

4.

Семейные ценности (Темы 16-20)
Темы

Тема 1. Искусство быть счастливым
Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как результат
осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя самого, своей
семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в обретении
собственного счастья.
Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека.
Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний

и потребностей. Истинные и фальшивые желания. Логическая закономерность: потребностижелания-мечты-цели-планы.
Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков.
Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора. Ценности. Система жизненных
ценностей. Жизненные ценности человека как критерии выбора в любой ситуации.
Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности. Основные понятия: Потребность в семье.
Ценность семьи. Место семьи в системе жизненных ценностей. Благополучная семья.
Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия
и роли в семье и в обществе.
Основные понятия: Особенности мужского и женского мышления, психологии,
поведения. Ценность отношений мужчины и женщины. Роль отношений в семье.
Роли мужчины и женщины в семье.
Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец.
Основные понятия: Мужчина, муж отец. Отцовство. Мужественность и ответственность.
Мужественность и сила. Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в
семье.

Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать.
Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность.
Чувствительность, эмоциональность, многозадачность, мягкость, гибкость,
сострадательность. Роль женщины в семье.
Тема 8. Ответственное родительство.
Основные понятия: Правило и принцип. Ответственность. Родительство. Ответственное
родительство. Права и обязанности. Забота и воспитание.
Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения.
Основные понятия: Мир человеческих отношений. Созидательные отношения.
Разрушительные отношения. Готовность: потребность-способность-решимость. Готовность к
созидательным отношениям.

Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение.
Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации.

Спор, деструктивная природа спора и конфликта.
Бесконфликтное общение, конструктивность.
Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений.
Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для развития,
достижения успехов, благополучия и счастья.
Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты
преодоления трудностей расставания.
Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность. Мудрость,
терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм. Торжество жизни.
Тема 13. Любовь и влюбленность.
Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь, влюбленность.
Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в семье.
Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми.

Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим собой,
миром и другими людьми. Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и
обстоятельства, как отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач:
анализ ситуации, постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ
ситуации. Управление отношениями как условие счастья, успеха и благополучия.

Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе.Семейный этикет.
Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы и правила
поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации. Принципы этикета.
Семейный этикет.
Тема 16. Сила рода.
Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание. Память семьи. Род как основа
семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека.
Тема 17. Дети и родители.

Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного родителя.
Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в отношениях. Свобода
и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс.
Тема 18. Семейные традиции.
Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи. Ценность народных и семейных
традиций. Место и роль традиций в системе жизненных ценностей человека. Создание
традиций.
Тема 19. Энергоэкономика семьи.
Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и факторы
снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и здорового образа
жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы повышения
семейного благополучия.
Тема 20. Ценность семьи.
Основные понятия: Семья. Ценность семьи. Семья как одна из главных человеческих
ценностей.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Семьеведение.

Культура

взаимоотношений» для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы.
2. Учебное пособие для учащихся «Семьеведение. Культура взаимоотношений»//Муратова Е.Е., Беккер
Н.С., Тарасова Г.Р.
3. Рабочая тетрадь для учащихся «Семьеведение. Культура взаимоотношений»//Муратова Е.Е., Беккер
Н.С., Тарасова Г.Р.
4. Методические рекомендации для учителя «Семьеведение. Культура взаимоотношений. Примерные
поурочные планы и рекомендации для работы с родителями»//Муратова Е.Е., Беккер Н.С.
5. Видеокомментарии к урокам курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений» (электронный ресурс
familynavigator.ru)
6. Видеорекомендации по работе с родителями (электронный ресурс familynavigator.ru)
7. База дидактических материалов для изучения курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений»
(электронный ресурс familynavigator.ru)
8. Список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов по психологии и воспитанию для
родителей (электронный ресурс familynavigator.ru)

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности; Ред. Д.И.
Фельдштейн. – Москва: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с. – (Библиотека школьного
психолога).
2. Бондырева С.К. Семья в контексте общеисторических и этнокультурных проблем в современном мире. // Мир
психологии. - 2018. - № 1. - С. 10-15.
3. Вершинин Н.С., Суханова Н.П. Российская семья и глобальные вызовы современности // Семья в
современном мире: XI социологические чтения памяти В.Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной
конференции (Санкт-Петербург, 28–31 марта 2019 г.). С.65-69. / Социологический институт РАН — филиал
ФНИСЦ РАН. — СПб.: «Реноме», 2019. — 410 с.
4. В кругу семей: Методические рекомендации по организации работы клубов молодых семей. − Вологда:
Содружество, 2014. − 110с.
5. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. – М.:
ВАКО, 2008. – 352 с.
6. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе: Методика диагностирования семьи учащегося
школы. Материалы в помощь педагогу, организующему воспитательную работу с родителями учащихся. –
Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 20 с.
7. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова,
A.M. Прихожан. − М.:«Академия»,1999.−464 с.
8. Жукова М.В., Запорожец В.Н., Шишкина К.И. Психология семьи и семейного воспитания: конспекты лекций.
2014. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/693/
9. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие.
– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с.
10. Карабанова О.А. Семья как пространство развития личности. // Мир
психологии. − 2018. − № 1. − С. 37-45.

11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное
пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
12. Михайлова И.Г. Динамика воспроизводства семейных пространств и их взаимообусловленность
социокультурными и религиозными идеалами // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 45-63.
13. Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых
людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и
образование. 2019. Т. 24. № 3. C. 5—18. doi: 10.17759/pse.2019240301
14. Мухина В.С. Возрастная психология. − М.: «Когито-центр», 2005. − 456 с.
15. Мясищев В.Н. Психология отношений − М.: МПСИ, 2005. −158 с.
16. Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире: Коллективная монография / монография / Под науч. ред.
чл.-корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.Г. Доброхлеб. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. – 318 с.
17. Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире. Т. 2: Коллективная монография / Под науч. ред. чл.-корр.
РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.Г. Доброхлеб. — Москва: Экономическое образование, 2018. — 216 с.
18. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
19. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск.: Изд-во
Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. − 171 с.
20. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения.
Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / Дворянчиков Н.В., Делибалт
В.В., Казина А.О., Лаврешкин Н.В., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Власова Н.В., Богданович Н.В., Чернушевич
В.А., Чиркина Р.В., Банников Г.С. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.– 112 с.
21. Отцовство в России сегодня. Институт социально экономических проблем народонаселения РАН — Москва,
2016. — 120 с.
22. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (одобрена решением
федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №
1/15) Раздел 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся.

23. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. – М., 2007. – 121 с.
24. Психология семьи : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Гребенникова, Е.В.Гурова,
Е.И.Захарова и др.; под ред. Е.Г.Сурковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с. — (Сер.
Бакалавриат).
25. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по
курсу / Под общей редакцией Торохтий В.С. – Москва, 2005. − 398 с.
26. Психология семейных отношений / Коллектив авторов — «ФЛИНТА», 2015. − 428 с.
27. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия. Изд. Бахрах−
М., 2013. − 656с.
28. Реан А.А. «Уроки семейного счастья» Интервью. Психологическая Газета. 13 июля 2018.
//https://psy.su/feed/6920/
29. Реан А.А., Коновалов И.А., Новикова М.А. Семья в представлении
подростков с просоциальным и асоциальным поведением. // Мир психологии. − 2018. − № 1. − С. 75-88.
30. Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография. / Под
общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В. Л. Ситникова, кандидатов
психологических наук С.А.Бурковой, Э.Б.Дунаевской. – СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. – 466 с.
31. Сидоренко О. А., Чиганова Е. А. Особенности ориентации юношей и девушек на ценность семьи. // Семья в
современном мире: XI социологические чтения памяти В. Б. Голофаста: материалы Всероссийской научной
конференции (Санкт-Петербург, 28–31 марта 2019 г.). − С.310-317. / Социологический институт РАН — филиал
ФНИСЦ РАН. — СПб.: « Реноме», 2019. — 410 с.
32. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ( утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
33. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям. – М.: Педагогика, 1990. –
278 с.
34. Цыганкова Н.И., Эрлих О.В. Педагогические условия преодоления проявлений синдрома дефицита
внимания и гиперактивности у обучающихся// Человек и Образование. № 1 (58) 2019. − С.146-151.

35. Шабунова А.А. Расширение взаимодействия семьи и школы в формировании здоровья детей // Сбережение
населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни. Сборник материалов общероссийской
научно-практической конференции «I Римашевские чтения» (Москва, 27 марта 2018 г.)//ИСЭПН РАН общ. Ред.
Локосов В.В., отв. ред. Е.В. Кочкина, ред. О.А. Александрова,Е.А. Баллаева, О.Н. Махрова, К.В. Виноградова −
Москва, Издатель: ИП Вишняков А.В., 2018.— 246 c.С.100-107. 31. Шаин Е.Г. Молодаясемья: учебное пособие.
− Тула: Тульский полиграфист, 2015. − 55с.
36. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.4-е изд.-СПб.: Питер, 2008. − 672с.
37. Эрлих О.В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях. // Человек и
Образование. № 2 (51) 2017.С.34-38.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Муниципальное задание (с ЭП)интернат Новониколаевка.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».